Список рассказов

Во всех произведениях авторский текст публикуется в первоначальном виде.

Silent Hill 1 - размышления на тему
Автор: Padjevi.


Silent Hill 1 - размышления на тему
Автор:
Padjevi.

  При всем уважении к серии Silent hill в целом, моя любимая игра – первая. По-моему, если второй Сайлент привлекает этической проблематикой, третий – красотой, четвертый – психологизмом, то именно первая часть – образец в смысле атмосферы, настолько мрачной, что она ощущается как ожог. Достаточно сравнить красно-коричневый колорит первой части с серебристо-бирюзовым видеорядом второй, чтобы понять, что перед вами – психоделический хоррор против романтической сказки. Между тем вокруг Silent hill 1, которая, собственно, определила сущность survival horror, остается прилично недомолвок. Отчасти потому, что игра появилась на PC позже остальных, но главная причина, по-моему, в том, что первый Сайлент – самый сложный и в философском плане, и в плане художественного решения. Хочу поделиться впечатлениями, чтобы лишний раз привлечь внимание к лучшей, на мой взгляд, игре серии. Поскольку в сюжете много мистики, его трудно запомнить, так что в довесок к своим выводам я буду приводить примеры.
  Из рассказа Лизы мы узнаем историю Сайлента. До превращения в курорт это был неприметный провинциальный городок. Все увлекались странной религией с элементами черной магии, жители были «такие забитые». Потом «появилось много новых людей», город начал развиваться, и мрачное прошлое забыли.
  В процессе игры становится ясно, что местный культ предполагал употребление наркотиков: в чаше на алтаре Гарри нашел белый порошок, что бы это значило? В полицейском участке мы можем прочесть, что распространитель «Белой Клавдии» являлся одновременно ее производителем. В финале Гарри убеждается, что эта неординарная личность – глава местной больницы доктор Кауфман. ( Насчет того, что он директор Алчемиллы, я решила по той причине, что именно в директорском кабинете Далия нарыла и раздолбала бутылку Аглофотиса). Наркотики не только позволяли манипулировать обывателями, но и помогали проводить магические ритуалы, так что тайком приготовленное Кауфманом зелье оказывается очень кстати перед «лицом» воплотившегося в конце концов «бога».
  Очевидно, с развитием города счастливый тандем сектантов и наркоторговцев утратил влияние, и его наиболее амбициозные представители решили взять реванш. Если на Кауфмане лежала преимущественно «техническая» сторона вопроса, то «идейной» вдохновительницей секты была фанатичная Далия. Судя по всему, она окончательно разочаровалась в человечестве и задумала воплощение в теле своей дочери колоссальной разрушительной силы, призванной уничтожить все и вся: «Настанет судный день, наши печали будут сметены». Не могу не упомянуть: я не встретила свидетельств того, что до ритуала Алесса обладала какой-то особой силой. Это уже в третьем Сайленте Хиз сообщает, якобы «одноклассники называли ее ведьмой» и прочее. По-моему, Далия выбрала Алессу из тщеславия: «Моя дочь станет матерью бога». Думаю, старуха и сама не отказалась бы родить, но ведь кто-то должен проконтролировать со стороны магический процесс…
  Ритуал, что и требовалось доказать, отличался жестокостью и сложностью. Сначала девочку смертельно обожгли, мистическим способом удерживая в погибшем теле живую душу, которая терпела из-за этого нечеловеческие страдания. Затем тело «оплодотворили» (подробностей в игре не сообщается). Оставалось воплотить привлеченного мучениями жертвы демона с помощью особого амулета – кубика-рубика, который так нехорошо подействовал на Алессу в парке. И тут вышла неувязка: половина души девочки вырвалась из-под заклятия, чтобы впоследствии вернуться отвоевывать свою жизнь. Думаю, это – лучшая, «светлая» сторона личности Алессы. Вторая половина осталась ждать первую в подвале городской больницы под присмотром медсестры-наркоманки.
  Ускользнувшая из города часть души Алессы появилась в облике младенца на обочине шоссе, где ее нашла бездетная супружеская пара. Девочку назвали Шерил.
  Несколько лет Шерил боролась с болью Алессы и магией Далии, призывавшей девочку обратно в город. И вот наконец Гарри Мейсон по просьбе маленькой дочери везет ее в один курортный городок… Когда машина приближается к Сайленту, половинки души девочки соединяются.
  Здесь мы, во-первых, начинаем игру, а во-вторых, подходим к самому сложному, философско-мистическому элементу сюжета. «What happened to Silent hill?» – вот в чем вопрос.
  По-моему, смысл Сайлента – в манифестации вины и возмездия. Именно «вины» и «возмездия», а не «преступления» и «наказания». То есть это суд совести, в котором уже не имеет смысла вопрос, материален или иллюзорен окружающий мир. Кстати, на мой взгляд, именно природа Сайлента как воплощения субъективной справедливости объединяет все части серии, а подробности из области языческих культов – просто фенечки. Сайлент – «больше, чем город», он объединяет земную историю с потусторонней.
  Для объяснения превращений города, мне кажется, подходит понятие «карма» в смысле «соответствующего воздаяния за совершенное добро и зло». Город – это модель общества в целом. И если основная часть общества порочна (увлекается наркотиками, черной магией…), то все в той или иной степени ответственны за воплощение демона путем человеческой жертвы, даже если не участвовали в преступлении лично, непосредственно. Все обитатели Сайлента связаны с Алессой законом вины и возмездия.
  Думаю, «сон» Гарри в начале игры – история о том, что произошло в момент воссоединения души Алессы с каждым, кто имел к ней какое-то отношение. Человек погружается в кошмар; каким он «проснется», какой мир ждет его? Возможно, каждый житель Сайлента вышел на поиски своей судьбы одновременно с Гарри, ведь в городе есть свидетельства трагической борьбы людей за спасение.
  Подавляющая масса обитателей города поддается злу и превращается в чудовищ, некоторые сопротивляются вплоть до смерти от рук собственных зомбированных соседей. Мы же наблюдаем за персонажами, состоявшими с Алессой в особенно близких отношениях: им предстоит непредсказуемый поединок друг с другом и с судьбой.
  Кауфман связан с криминальной составляющей происходящего; Далия – символ духовного негатива. Оба они лучше остальных осведомлены и защищены: Кауфман не расстается с оружием, Далия знает соответствующие магические формулы – а главное, для обоих метаморфоза Сайлента не оказалась сюрпризом.
  Лиза символизирует прошлое города. Ее уже нет в физическом мире. Она сообщает Гарри нужную информацию из истории Сайлента и воплощает судьбу его жителей: «забытое» участие в мучениях Алессы, наркозависимость, ужас перед появившимися вокруг демонами, наконец – кошмарное превращение… Не случайно Лиза, в отличие от Сибил, не нападает на Гарри, а просто исчезает, оставив после себя лишь дневник: она – воспоминание и предупреждение.
  Если Лиза принадлежит к прошлому, то Сибил – это, скорее, будущее Гарри. Именно ей удается поддержать главного героя в нелегком пути по Сайленту и, судя по ее появлению на месте жены Гарри в финальной заставке, даже довольно близко с ним познакомиться. В противоположность рассказу Лизы о черной магии, Сибил объясняет загадки города успехами местного наркобизнеса и до последнего не замечает «альтернативного мира».
  Не случаен и характер взаимодействия Гарри с каждым из героев. Кауфмана он периодически обнаруживает в земном Сайленте отбивающимся от монстров, в то время как Далия сама находит Гарри, словно она неуязвима и вездесуща; к Лизе герой буквально «проваливается» («я стараюсь это понять, но мысли пропадают… словно я был там, но не по-настоящему»), тогда как Сибил встречает его вполне естественным образом: заметив, как он вошел в антикварную лавку, или увидев сбитый замок на заборе коллектора.
  Что касается главного героя игры, то он призван проникнуться как «земными», так и «потусторонними» страданиями Алессы, чтобы искупить их и освободить душу девочки. Поэтому путь Гарри через Сайлент оказывается самым запутанным и загадочным: Алесса проводит его через все узловые моменты своей истории. По мере приближения к эпицентру трагедии оживляются технические устройства, настроенные, по восточной традиции, на «потустороннюю волну». Переход из «земного» Сайлента в «альтернативный» становится все ощутимее («не перемещение в кошмар из реальности, а превращение реальности в кошмар»). Думаю, пункт назначения – не что иное, как дом Алессы, где она была сожжена, и именно его Гарри воспринимает как локацию «nowhere». Не случайно блуждание по фантасмагорическому лабиринту заканчивается посещением детской и выходом на мирную лестничную площадку. Можно также предположить, что остальные персонажи не воспринимают «альтернативную сторону» и подтягиваются на место финальной разборки банально, через входную дверь.
  Наконец, финал. Кауфман, бросив в голову Алессы пузырек с зельем, разделяет ее человеческую и демоническую сущности: то же произошло на карусели, когда Гарри плеснул Аглофотиса на зомбированную Сибил. Однако в Алесе содержатся не собственные незначительные грехи, а магически призванный и вскормленный демон. Уничтожив демона, Гарри получает обратно уже отлично знакомую ему светлую часть личности Алессы «в лучшем виде» свертка с младенцем. Темная часть – носительница страданий – исчезает вместе с многоликим городом вины и возмездия…
  Толкование других концовок вытекает из основной: если вы предпочтете обойтись без разоблачения Кауфмана, человеческая часть Алессы уйдет в небытие вместе с демонической; а если вдобавок ко всему вы откажетесь проявить милосердие (и смекалку) при встрече с одержимой Сибил… останется только гадать: город ли наказал злополучного героя, или Гарри наказал себя сам? А может, и не было никакого Сайлента?=)